Человек с Богом и музыкой в душе.

Интервью для Academ.info


Обычно журналист старается подготовить интервьюируемого к непринужденному разговору. В беседе с Сергеем Фалетенком все произошло совсем наоборот. Маленькая солнечная кухня, зеленый чай с безалкогольным(!) бальзамом, шоколадные конфеты, обсуждение только что сданного мною экзамена и судеб родины. И, как итог - я уже забыла, зачем, собственно, пришла, поэтому, включив диктофон, начала весьма «небанально»:

— Для начала расскажите, пожалуйста, о Вашем с Евгением Каргополовым проекте «Лежа на диване», которым Вы сейчас занимаетесь?

— С Евгением мы просто жили по соседству, он снимал недалеко от меня квартиру в Академгородке. Периодически встречались. Как-то сидели на лавочке — это было в 2003 году, я тогда дописывал свой альбом «Я удивлен», - а предложение о том, чтобы работать вместе, витало в воздухе. Мы рядом живем, две гитары есть, есть желание - надо объединяться. Создавать какой-то коллектив, привлекать музыкантов - достаточно дорого. Да и интересно было: что можно сделать с двумя гитарами и голосом? Надо было попробовать. И в 2004 году, 29 марта, по-моему, у нас прошел первый концерт - презентация нашего проекта.

— Когда Вы играли в «Золотой долине», вы играли музыку кантри. Чем так дорог был Вам этот стиль?

— Дело в том, что создатели группы «Golden Valley» Аркадий Лузин и Андрей Крупин - люди, увлеченные этим стилем очень серьезно. Мне это тоже было интересно, кантри — это народная музыка; и баян, и гитара, и голос туда органично влились. Когда я попал в коллектив, мне просто поставили прививку: «Вот это вот кантри, пожалуйста». И с тех пор я люблю кантри. В этом стиле есть очень талантливые исполнители, ну и Америка все-таки задает тон. У них получилось свою народную музыку поставить на крепкие ноги шоу-бизнеса во всем мире. Безусловно, там это самый популярный стиль. Регулярно проводятся различные фестивали, кантри-сейшены. В столице кантри Нэшвилле нет, наверное, ни одного заведения, где бы не играла кантри-музыка. Эта музыка очень богата выразительными средствами, в ней многое можно вытворить. Поэтому «Golden Valley» была для меня настоящей школой.

— Как Вы думаете, почему тогда наша народная музыка не пользуется такой популярностью?

— Она пользуется популярностью, безусловно. Есть люди, которые очень любят эту музыку, есть люди, которые ее пропагандируют, есть люди, которые покупают альбомы с исполнителями русских песен. Но сейчас вот так шоу-бизнес работает. Там трудно выжить с балалайкой или гармошкой в руках. Хотя, если все хорошо спродюсировать — популярность придет, абсолютно точно. Рынок сегодня показывает: неважно - какую музыку продавать, главное — суметь ее продать.

— Некоторые музыканты, альбомы которых плохо продаются, говорят: мы делаем это ради творчества, а не ради денег. Вы не считаете, что это некое оправдание того, что они не могут добиться достаточной популярности?

— Я давно уже нашел для себя ответ на этот вопрос…. Если это хобби, то действительно они имеют право говорить так... Да все имеют право говорить, что им хочется. Но рано или поздно возникает проблема финансирования. Поэтому мне кажется, что такие слова - это оправдание своей лени в какой-то степени. Если коллектив существует на рынке уже несколько лет, а о нем никто не знает - либо он действительно гениальный, и о нем потом узнают, либо это кружок по интересам, где люди собрались пообщаться. И то, и другое - хорошо. Но если ты выбрал профессию музыканта, то, мне кажется, глупо жаловаться на отсутствие денег, на то, что ваши альбомы не продаются. Надо делать все для того, чтобы тебя покупали, находить людей, потому что твоя музыка — это Твоя музыка.

Если ты бегаешь, что-то делаешь, то в конце концов это приносит плоды. Всем надо заниматься серьезно. Все популярные проекты, которые мы видим на телевидении, очень качественно сделаны. И та музыка, которая пишется «в подвалах», звучит хуже, чем популярная музыка. На это есть объективные причины. Надо стремиться к тому, чтобы твоя музыка стала конкурентоспособной.

— Не считаете ли Вы, что Академгородок дает его жителям ощущение полной защищенности, спокойствия, и именно поэтому у многих не возникает желания двигаться, предпринимать какие-то активные действия?

— На самом деле, это идеальное место с точки зрения географии. Это такой спальный район, причем очень хороший — зеленый, экологически чистый. Сейчас можно жить где угодно, хоть в Пырловке, но если у тебя есть Интернет, ты можешь общаться со всем миром. Хотя все равно, на мой взгляд, мы - провинция. Проблема Академгородка - в том, что нет сумасшедшего человека, который бы пришел и сказал: «А я сделаю студенческий городок очень интересным, где люди не будут себя чувствовать, как селедки в банке». Вот это очень важно. Вообще, люди сейчас как-то перепрограммировались, и музыканты — в том числе. Они думают: зачем нам писать, мы будем играть чужую музыку и зарабатывать деньги. Кому нужна наша музыка? Я вижу, сейчас время компромиссов, но надо понимать, когда можно идти на компромисс, а когда - нет. У нас ведь только зарождается шоу-бизнес. Нужно изучать маркетинг, искать людей, которые будут продавать твою музыку. Когда ты идешь в музыканты, важно понимать, куда ты идешь, и нести ответственность за это. Ведь мы сегодня закладываем фундамент будущего.

— Раз уж заговорили про фундамент. Вы были учителем. Помните, в фильме «Ирония судьбы» герой говорит, что учителя и врачи — это люди, ошибки которых нельзя исправить. Вы чувствовали на себе эту громадную ответственность?

— Неважно, учитель ты или кто-то еще. Важно ответственно относиться к своему труду, Один мой друг оканчивал Институт культуры, режиссерское отделение. И у них была отдельная дисциплина «Отношение к профессии». Она не заносилась в диплом. Но человек, который имел «три» по этому предмету, не заканчивал институт. Потому что нельзя потребительски относиться к тому, что ты делаешь. Не жалуйтесь, что получаете мало денег, если у вас тройка по этому предмету. Не понимаю людей, которые рассуждают: мне мало платят, поэтому я не буду хорошо работать. Зачем ты тогда вообще работаешь здесь, если тебе это не доставляет удовольствия? Когда молодые люди говорят так… это лентяйство, разгильдяйство и халтура… Не люблю я подобных вещей. Я знаю людей, которые получают немного и при этом выполняют свою работу ответственно. Мне эти люди симпатичны. Те же учителя. Больше они не будут получать - не платят много в школе. Тем не менее, они работают и стараются отдать детям все самое лучшее.

— А какие Вы вообще качества цените в людях?

— Это прозвучит странно после всего того, что я высказал только что… Нет людей плохих и хороших. Я ценю человечность. Главное для меня — жить с Богом в душе.

Мне снятся реки в которые я входил. © Сергей Фалетёнок.