Сергей Фалетенок и Евгений Каргаполов: «Нам хорошо, когда всем хорошо!».

Интервью для Academ.info


В небольшом музыкальном салоне Дома ученых вчера состоялся «ужин при свечах". К сожалению, за «столиком» не уместились все желающие — «дополнительные приборы» ставить было уже некуда, занятыми были даже подоконники. Но несмотря на такое количество гостей «две свечи» не потухли, а, наоборот, разгорались все ярче и ярче…

Так состоялась презентация альбома «Live In Club 888» Сергея Фалетенка и Евгения Каргаполова в Академгородке.

Ранее по теме Сергей Фалетенок и Евгений Каргаполов расскажут о своих «Иллюзиях» Сергей Фалетенок и Евгений Каргаполов: «Сегодня мы даже не вышли на бис, потому что всё сказали!»

Идея записать альбом пришла в гости к Фалетенку и Каргаполову после их концерта в открывшемся городском клубе «888». Публика в «трех восьмерках» была самая разношерстная, поэтому играть там больше одного концерта смысла не имело: посетителям, как выразился Евгений, уже хотелось «тынц-тынц».

Дабы не повторяться, решили проигрывать записанный альбом. Поэтому 18 ноября 2004 года пластинку там же и записали. «Live In Club 888» первый раз появился в магазинах весной этого года: появился, обрадовал и раскупился. И ныне Фалетенок и Каргополов сделали повторный тираж и устроили презентацию в Академгородке.

Конечно, на презентацию, в традиционном смысле этого слова, концерт похожим не был. Ассоциация возникла совсем другая — ведь это «ужин при свечах»! Да-да, самый настоящий «ужин» с его разнообразным музыкальным меню, способным лишь утолить «голод», но не насытить.

Это был «ужин» с чарующей атмосферой домашнего очага, когда легко можно помахать ручкой уходящим гостям или запросто пообщаться с любым человеком в зале — Сергею и Евгению было важно, чтобы всем были «понятны слова и ноты», «чтобы в последний месяц 2005 года всем жителям Академгородка было хорошо».

«Все, что мы делаем, мы делаем для себя в надежде на то, что вам это понравится, — как обычно, мило улыбается Сергей, — ведь Академгородок — это наше богатство». «И натренированный мозг России», — добавляет Евгений и тоже как-то мило, по-детски пожимает плечами.

Ощущение комфорта на концерте дарили всего лишь две гитары: маленькая, но всемогущая «непоседа» виртуоза-искусника Каргаполова, и лиричная «рассказчица» Фалетенка, вкупе с его чувственным голосом и чеширской улыбкой. Эти друзья-инструменты заполняли все звуковое пространство салона — в воздухе просто не оставалось места для звучания других инструментов.

Кто-то не поверит, что всего лишь две гитары, без привычных барабанов, могут вырабатывать такую силу и энергию. Тот, кто не поверит, наверное, просто никогда не слышал Каргаполова и Фалетенка вместе, или просто не ужинал при свечах: сами понимаете, какой же ужин при свечах получится с барабанами?!

Но такое возможно, например, «лежа на диване», когда «мы с тобой в нирване», и у окошка за столом, на котором стоит «остывший чай», и даже в промерзшем пазике, что «возвращается из рейса, едет в теплый гараж».

Ужин при свечах — дело такое, сокровенное. Он не всегда заканчивается с уходом гостей — он с удовольствием находит место для своего продолжения в пустынной гримерке, с неизменным зеленым чаем Фалетенка и дружеским угощением пирожными от Каргаполова.

— Ужин при свечах… Догадываетесь, кого я хочу назвать «свечками»? Правда, в отличие от настоящих свеч, вы только набираете свою силу и способность гореть ярче и светлее…

Е.К.: До пожара с проникновением под бюстгальтер… (сразу серьезно шутит Каргополов). Вы же понимаете, о чем я говорю?

С.Ф.: Мы осознанно не превращаем наше творчество в массовую культуру: став массовым, оно станет копеечным, обесценится, будет всем доступно. Наша изначальная установка — на камерные выступления.

Е.К.: А таких выступлений, «при свечах», сейчас очень мало.

С.Ф.: Потому что играть на слушающую аудиторию намного сложнее…

— Слушающую — в смысле «вслушивающуюся"?

С.Ф.: Точно! Концерт получается тогда, когда публика внимательна! Сегодня концерт получился очень вдумчивый! Например, моя знакомая сказала, что этот вечер был особенным, потому что сегодня она по-другому поняла наши песни. Мы сами это почувствовали — зритель сегодня включился в наше творчество, значит, ему это было интересно! Публика даже стеснялась хлопать: но это не совсем стеснение, это нормально! Например, когда мы играли «Карамазову»: последнюю точку в этой песне еще не поставили, сначала послушали тишину и только потом закончили! Ведь самое главное говорится всегда в тишине — тогда и публика кайфует, тогда и мы кайфуем.

— Возвращаясь к тематике «ужина», я хочу спросить вот о чем: применимо ли к музыке понятие «порции»? Сколько должен длиться «ужин», чтобы публика не перестала вслушиваться?

С.Ф.: Лучше «недо», чем «пере»! Я услышал эту фразу в Москве, она мне очень понравилась. Во всем есть предел, и нужно подавать себя грамотно: нужно знать, с чего начать, что говорить, где сделать кульминацию. Можно все сыграть за пять часов, а можно сказать самое важное и за два часа. Недосказанность — это хорошо, значит, остается, что сказать дальше.

Е.К.: И еще, например, мы планируем наши выступления, но перечень и последовательность песен всегда меняются, потому что надо чувствовать, что стоит играть и петь именно в данную минуту.

С.Ф.: Это важное условие! Нужно делать только то, что хочешь именно ты! Как только я пою то, что хочу я, все сидят с открытыми ртами. Как только окружающие начинают просить спеть вот это или то, и я пойду у них на поводу, — будет провал. Потому что на самом деле в эту минуту мне была нужна не песня «окружающих», а та, что играла внутри.

Е.К.: Можно, конечно, вместо горячего подать мороженое, но «ужин» получится некомфортным. Надо вести аудиторию за собой, а не слушаться ее.

С.Ф.: Сейчас время сильно изменилось, и мы очень дорожим публикой, которая приходит на наши концерты. Интересно, что приходят самые разные люди, и, попадая в эту среду, они начинают себя вести по-другому.

Е.К.: Например, приходит молодежь в майках с фотографией Егора Летова и семейные пары с детьми. И они начинают общаться между собой!

С.Ф.: Наши слушатели внимательны и друг к другу. И, конечно, спасибо, что они внимательны к нам. Пусть им немного тесно в Музыкальном салоне, зато уютно. Нам предлагали выступить в Малом зале, но пока это не наш формат. Мы еще придем и к Малому залу, и к Большому, но это все должно быть постепенно и гармонично. К своим концертам мы относимся очень серьезно, несмотря на то, что балдеем, потому что если нам будет хорошо, то и всем будет хорошо!

Мне снятся реки в которые я входил. © Сергей Фалетёнок.